Никите - четырнадцать. Он говорит несколько простых слов: "мама", "пить", "папа". Хочет есть - берет маму за руку, подводит к холодильнику, кладет ее руку на колбасу. Так общается. "Если шарик, с которым он играет, закатится под кресло, - сын тоже берет мою руку: доставай". В школу Никита не ходит. Мама и папа работают, и раньше за Никитой присматривала няня. А теперь парень вырос, вытянулся под метр восемьдесят, няня с ним уже не справляется. Родился Никита здоровым, крепким ребенком. Говорить начал рано, легко запоминал стихи, сказки. Но в два с половиной года стал говорить меньше, а потом совсем перестал. Развилась эхолалия (непроизвольное повторение слов, фраз, услышанных от взрослых). Звуки Никита произносил шепотом.
Врачи поставили мальчику диагноз: "аутизм". Родители надеялись, что это пройдет и сын сможет посещать школу. Прошли обследование в 6-й детской психиатрической больнице города Москвы. Диагноз столичные медики подтвердили. Никите при его тяжелой форме заболевания не показана не только обычная школа, но и специализированная. В Новокузнецке дети-аутисты учатся в школе № 78. "В 78-й детский сад берут детей с разнообразными диагнозами, - рассказывает мама Никиты Людмила Сергеевна Шуберт. - Ребенка-аутиста принимают с условием, что через 3 - 4 часа его надо забрать. А ведь очень важно как раз раннее педагогическое воздействие, когда ещё можно что-то скорректировать".
Три года назад на базе муниципального учреждения "Центр психолого-педагогической помощи" была создана группа психологической поддержки родителей детей-инвалидов. "Родители обмениваются опытом общения, воспитания своих детей, - рассказывает руководитель группы психолог ЦППП Ирина Сидорова. - Наша цель - психологическая и информационная поддержка родителей детей с нарушениями развития. Чем раньше мама обращается за помощью к специалисту - психологу, дефектологу, логопеду, - тем лучше для нее и для ее ребенка. Есть методики, с помощью которых учат складывать слоги, писать, читать даже неговорящих детей. Об этом мы рассказываем тем, кто к нам приходит. Телефон нашего центра - 74-31-18". Родителям, испытавшим шок и отчаяние от диагноза, поставленного их ребенку, работа в группе помогает почувствовать: они не одни.
"Вова умеет писать, читать и считать, говорит цитатами из художественных произведений, - Ирина Владимировна листает фотоальбом - летопись группы. - Он из интеллигентной семьи, рос в атмосфере литературы, музыки, поэзии. А это Ваня, ему 13 лет. При неадекватном поведении у него незаурядные математические способности".
Но где и как свой талант Ване развить? В Москве детей-аутистов с необычными способностями обучают в некоторых общеобразовательных школах. Как помочь детям из провинции?..
"Для общества наши дети - балласт. У них нет перспектив, - говорит мама Никиты Людмила Сергеевна Шуберт. - Они никогда полностью не излечатся, не приспособятся к окружающей действительности, тем более не смогут жить самостоятельно. И что с Никитой будет после меня?" В интернатах для психохроников остающиеся без попечения родителей дети-аутисты больше двух лет не проживают, такова статистика.